Основные типы игрушек

БезымянныйИгрушки – это то, без чего не может ребёнок провести свой день. Ребёнок с игрушкой просыпается, с игрушкой делает зарядку, играет с игрушкой, кушает с игрушкой, гуляет с игрушкой, занимается с игрушкой, игрушки «приходят» к ребёнку в гости, помогают справиться с трудностями и снова ребёнок ложится с игрушкой спать. В окружающем мире ребёнка много стихов и рассказов про игрушек, т.е. про то, без чего немыслимо развитие детей.
Игрушка — предмет детских забав и развлечений — служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания — разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу.
Тематика и формы игрушки находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества, с развитием его духовной культуры и педагогических взглядов. На ранних ступенях развития человеческого общества игрушке придавалось магическое значение. С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, изготовлявшиеся из простейших природных материалов.
С помощью таких игрушек, как, например, лук, стрелы, ловушки, нарты, оснащенные лодочки и др., сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывались у мальчика навыки, необходимые для охотника, рыболова, скотовода-кочевника.
Игра в куклы, пошивка для них одежды и обращение с предметами кукольного хозяйства приучали девочку к труду женщины-хозяйки.
Ассортимент игрушек велик и разнообразен. Различные игрушки по характеру своему вызывают совершенно различные игры. В основном все игрушки можно разбить на следующие группы:
I. Игрушки моторно-спортивные и тренировочные, которые способствуют развитию детского организма — мускулов, зрения, ловкости движений, развитию глазомера, слуха, крупной моторики (мяч, обруч, прыгалки, кегли, бабки, чижик, крокет, волейбол и т. д.), развитию мелкой моторики, глазомера (бирюльки, блошки, мозаика и т. п.), развитию внимания, сосредоточенности, выдержки, организованности. Многие считают, что моторная игра и игрушка есть принадлежность младшего возраста. Моторной игрой с увлечением занимаются и взрослые. Такая игрушка, как мяч, является мировой игрушкой, обслуживающей все возрасты, меняется только характер игры, ее сложность. В игрушках данного типа совершенно обязателен учет сил ребенка, его возрастных особенностей. Моторная игрушка должна давать нормированную нагрузку на организм ребенка, только тогда она даст ему правильное развитие. Несомненно, что значение игр и игрушек данного типа чрезвычайно велико.
II. Игрушка сюжетная, игрушка-образ: люди, животные, транспорт, машины, мебель и пр. Основной задачей таких игрушек является не физическое развитие ребенка, а содействие творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его. Эти игрушки, методически правильно использованные педагогом, направляют внимание ребенка на те или иные явления окружающей жизни, определяют содержание игры, дают направленность интересам, переживаниям. Глядя на процесс детской игры с сюжетными игрушками, нельзя не заметить, как богато развертывается детская инициатива, работает творческое воображение. Ребенок становится более инициативным, наблюдательным, находчивым, эмоциональным.
III. Творческая трудовая игрушка — полуфабрикаты, из которых ребенок сам создает образ и затем играет. К этому типу игрушек относятся всевозможные строительные материалы, конструкторы, разборные модели, наборы полуфабрикатов. Процесс игры здесь осложнен творческим трудовым моментом, который выдвигается на первое место (сначала нужно сделать, потом играть). Процесс игры с таким типом игрушек своеобразен и не похож на два предыдущих.
Этот вид игрушек дает возможность широко упражнять и развивать конструктивные способности ребенка и техническое изобретательство, ребенок знакомится с технологией материала, с инструментом, приучается к труду, эти материалы приобретают особое значение в деле трудового, политехнического воспитания.
Связь конструирования с игрой дает большую продуктивность детской работе. Ребенок увлекается техникой, моделированием, расширяет свой технический кругозор, приобретает ценные технические навыки.
IV. Техническая игрушка — это игрушка, которая подводит детей к производству и технике, а именно: к изучению свойств материалов, к процессу и методу обработки, получению и использованию энергии и т. д. К технической игрушке мы также отнесем игрушку, которая развивает конструктивные способности и техническое изобретательство, подводит к определенным трудовым навыкам.
Типы технической игрушки
Первый тип — игрушки сюжетные, знакомящие с внешним видом технических предметов, дающие образ машины, станка, транспорта и т. п. Сюжетные игрушки не должны обременяться большим количеством технических деталей, сложным механизмом; в особенности это важно для дошкольника. Техническая деталь берет много внимания и тормозит общее сюжетное содержание игры.
Второй тип технической игрушки — игрушка, демонстрирующая физические законы или производственные процессы. Если предыдущий тип игрушки для развертывания игры требует набора, то данный тип игрушки содержит сам по себе достаточно материала для игры. К этому типу нужно отнести игрушечные фотоаппараты, подзорные трубы, калейдоскопы, набор для фотопечатания, игрушечный проекционный фонарь, летательные модели, игрушечное детское кино, формовки для глины, ткацкий станок, печатный станок и т.п.
Управляя механизмом таких игрушек, ребенок стремится получить все новые и новые комбинации, экспериментируя, исследуя или создавая продукцию (фотопечатание). В этих игрушках не столько важен внешний вид, сколько сам механизм, аппарат, который должен дать наилучший результат работы или наибольшее число комбинаций. Ряд игрушек указанного типа требует материала для переработки; пряжа для тканья, бумага и краски для печатания и т. п.
Третий тип технической игрушки — это конструкторы, строительные материалы и полуфабрикаты. Эта игрушка, рассчитана на детское конструирование и техническое изобретательство. Строительные материалы и конструкторы изготовляются для детей различных возрастов: начиная от ясельного, кончая подростками. Тип материала, его сложность, количество частей, техника скрепления в конструкторе меняются с учетом возраста детей.
V. Настольные игры являются педагогически важным игровым материалом. Они организуют детский коллектив в играх с правилами (лото, парные картинки, квартеты, гуськи). Эти игры могут ставить разнообразные дидактические задачи (развитие сообразительности, находчивости, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета). Настольные игры типа лото и парных картинок учат маленького ребенка распознавать предмет через картинку. Игры-путешествия, игры типа «гуськи» могут давать значительный познавательный материал и строиться па соревновании. Игры типа шашек и шахмат развивают логическое мышление ребенка.
VI. Веселая игрушка. Все игрушки должны вызывать в ребенке бодрое, радостное настроение. Однако следует особо выделить игрушки, вызывающие веселый здоровый смех, дающие ребенку радость, воспитывающие чувство юмора,— игрушки-забавы. Игрушка-забава для малышей незамысловата: новый образ для старших неожиданное звучание, движение (прыгающий зайчик, кувыркающийся паяц на лесенке, крякающая утка, поющий соловей, птица с вертящимся хвостом и т. д. Для старших ребят веселая игрушка может быть и более сложной: смешной образ, шарада, карикатура и пр.
VII. Музыкальные игрушки: поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты (цимбалы, бубенцы и пр.), игрушки с музыкальной мелодией, музыкальные каталки, волчки, коробки и др.
Эти игрушки и подобные им доставляют детям большую радость и служат средством развития музыкального слуха. Производство таких игрушек необходимо увеличить. Причем они должны выпускаться с непременным требованием—добиться приятных звучаний, простых художественных мелодий. Из музыкальных игрушек не следует выбрасывать дудки, рожки, свистульки, трубы, губные гармошки.
VIII. Театральная игрушка: теневой театр, панорама, театр игрушек, марионеток, наборы для творческих инсценировочных игр ребят и пр. Все эти типы театральной игрушки заслуживают самого серьезного внимания. Они крайне занимательны для ребят, подводят к театральному зрелищу и к собственной театральной игре, могут чрезвычайно обогатить детское художественное восприятие и дать интересный материал по содержанию.
IX. Дидактическая игрушка: разнообразные пирамидки, вкладные мисочки, яички, матрешки и др. Эти игрушки учат детей распознавать величины предметов, их цвета и формы, вырабатывают глазомер и координацию движений и т.п.